23 года на рынке образовательных услуг
(383) 269-83-05
dpo@sibguti.ru
Главная новость

Приглашаем получить дополнительное образование по программам 

Заявки принимаются до 01 октября на dpo@sibguti.ru, либо по телефону (383) 269-83-05

Инновационное обучение персонала телекоммуникационных компаний

Перед отраслью телекоммуникаций постоянно стоит  задача переподготовки технического и управленческого персонала отрасли, не только путём обновления знаний на уже имеющейся у него базе, но и путём создания новой базы знаний.  Темпы перевооружения отрасли телекоммуникаций и навыки, требующиеся при этом специалистам и менеджерам, меняются столь быстро, что «срок годности при хранении» знаний, полученных дипломированными сотрудниками, становится все короче. Руководству телекоммуникационной компании приходится, наряду с подготовкой и переподготовкой своих работников, заботиться о регулярном повышении их квалификации.

Являясь единственным отраслевым вузом на огромной территории Урало-Сибирско-Дальневосточного региона, СибГУТИ взял на себя большую по объему задачу по созданию новой базы знаний персонала компаний, основанной на современных цифровых технологиях. Созданный в СибГУТИ  в 1996 году по решению Минсвязи РФ Межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов является сегодня одним из крупнейших учебных центров России. Занятия в центре проводят квалифицированные преподаватели, прошедшие обучение в ведущих телекоммуникационных компаниях Германии, Великобритании, Франции, Японии, Италии и других стран. Преподавателями университета и центра разработаны курсы по новейшим телекоммуникационным и информационным технологиям и бизнесу: оптическим системам передачи, интеллектуальным сетям, IP-телефонии и IP-телевидении,  Интернет-технологиям, мобильным сетям, моделированию бизнес-процессов, прогнозированию рынков, корпоративному менеджменту и т.д.

Только за последние десять лет в учебном центре СибГУТИ переобучились по разным программам более 19000 руководителей разных звеньев и работников телекоммуникационных компаний.

СибГУТИ и его Межрегиональный учебный центр всегда находятся в центре проблем, стоящих перед отраслью. Одной из таких  проблем является переход в России к многопрограммному цифровому телерадиовещанию. Еще в 2008г. преподаватели и специалисты Межрегионального учебного центра СибГУТИ подготовили курс «Построение и эксплуатация цифровых телевизионных сетей» и апробировали его на группе специалистов АО «Казтелерадио» - казахского оператора телевизионного вещания.

В дальнейшем было получено согласие руководства ФГУП РТРС сделать этот курс базовым для  всех филиалов РТРС Сибирского федерального округа. Для формирования навыков практической работы в сетях цифрового телевидения, на базе ООО «НПП Триада-ТВ» - отечественного производителя оборудования цифрового вещания - создана лаборатория со специальным оборудованием, где проводятся все практические занятия. В марте 2009 г. было проведено обучение директоров филиалов РТРС СФО. В настоящее время идет обучение инженерно-технического персонала.

Программа использует как дистанционное, так и очное обучение. В настоящее время по этой программе уже обучено 162 специалиста.

Сегодня успех компании зависит не только от ее экономического потенциала и используемых технологий, но и в значительной степени от качества управления. Чтобы стать лидером в бизнесе, нужно этому научиться. Одна из уникальных программ корпоративного обучения персонала «Современные стратегии корпоративного менеджмента» была разработана в Межрегиональном учебном центре СибГУТИ.

Программа обучения состоит из пяти модулей и выпускной работы. Каждый учебный модуль, разработанный коллективом из нескольких преподавателей, посвящен конкретной междисциплинарной теме и предполагает дистанционное обучение в течение месяца и очные тренинги в течение трех дней. Все учебные материалы непосредственно связаны с профессиональной деятельностью обучающихся работников компании. При этом программа адаптирована к современным требованиям рынка и запросам компании - слушатели решают задачи, взятые из практики телекоммуникационных компаний.

В 2008-2009гг. по этой программе было проведено обучение 52 руководителей  среднего звена ОАО «Сибирьтелеком».  которое  показало хорошие результаты: Работники компании, обучившиеся по данной программе, отметили, что каждый из модулей был важен для становления их как руководителей. Треть из них вскоре после обучения были переведены на более высокие должности. По сути, на занятиях им дали инструментарий для управления компанией.

Строительство оптоволоконных сетей является одним из перспективных направлений в телекоммуникационной сфере. До недавнего времени на рынке образовательных услуг в Сибирском регионе практически не было организаций, занимающихся обучением монтажу волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). В январе 2008 г. Межрегиональный учебный центр СибГУТИ и компания «ВЭЛКОМ-Сибирь» - крупный поставщик оптического кабеля для линий связи на территории Сибири и Дальнего Востока - учредили Сибирскую школу Монтажа и Измерений Волоконно-Оптических Линий Связи, «МИВОЛС».

Практическая часть обучения проводится на дорогостоящем профессиональном и современном оборудовании, что позволяет слушателям не просто иметь представление о материале, но и приобрести первый серьезный опыт работы с ним. По окончании обучения слушатели получают удостоверение государственного образца о повышении квалификации и сертификат компании «ВЭЛКОМ-Сибирь» на право производства работ на оборудовании фирм Sumitomo Electric Ind. и Aligent Technologies.

По данной программе уже обучено 76 специалистов. Те, кто уже прошел курс Сибирской школы Монтажа и Измерения Волоконно-Оптических Линий Связи, отметили полезность и высокое качество обучения. Общая оценка программы, по опросам слушателей, - десять баллов из десяти возможных!

Еще одним крупным проектом учебного центра стало обучение начальников почтамтов ФГУП «Почта России» Сибирско-Дальневосточного региона. Ясно, что проект такого масштаба могли доверить  только престижным учебным центрам. Обучение проводилось по 3 модулям: «Менеджмент почтовой связи», «Коммерческая деятельность в почтовой связи» и «Информационные технологии почтовой связи».  По данной программе обучились 168 начальников почтамтов. Участники проекта отметили, что очень важно для них было узнать о новых коммерческих услугах, о современных технологиях продаж, что для почты имеет первостепенное значение, о том, как организовать рекламную деятельность на уровне почтамта и предложили организовать подобную учебу и для своих заместителей, а также для руководителей и специалистов различных подразделений. И это пожелание оправдано - ведь чтобы быть вне конкуренции не только сегодня, но и завтра, нужно работать сплоченным, профессиональным и подготовленным коллективом.

В целях распространения знаний, накопленных международным сообществом в области телекоммуникаций и бизнеса, Международный союз электросвязи (ITU)  создал пять мировых центров  повышения квалификации (в Латинской Америке, Африке,  Азии), назвав их Центрами Мастерства (Centers of Exelence). Еще один такой центр был создан в России (CIS&EUR CoE) для стран СНГ, Балтии и Восточной Европы. Учебными программами данного центра предусмотрено  проведение семинаров по актуальным проблемам экономики и менеджмента, а также по новейшим проблемам телекоммуникационных и информационных технологий. СибГУТИ является одним из высших учебных заведений, кому предоставлено право проводить в этом центре как очные, так и дистанционные семинары для стран СНГ по актуальным проблемам экономики и бизнеса в области телекоммуникаций.

В течение последних трех лет в Межрегиональном учебном центре СибГУТИ   обучились на очных и дистанционных курсах повышения квалификации «Моделирование бизнес-процессов в телекоммуникациях» и «Корпоративный менеджмент в телекоммуникациях» более 200  человек из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Белоруссии, Молдавии, Латвии.

Во всем мире происходит постоянный рост спроса на высококвалифицированный труд. Одним из путей решения данной проблемы является организация в отрасли связи дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных технологий. Так, в Межрегиональном учебном центре СибГУТИ, для работников отрасли созданы и реализуются подготовительные курсы, дистанционные программы профессиональной переподготовки и дистанционные программы переподготовки по специальностям университета на базе высшего образования. Кроме того, в СибГУТИ проводится подготовка специалистов для отрасли связи по сокращённым программам и в ускоренные сроки на базе среднего профессионального образования.

Указанный вид дополнительного профессионального образования реализуется в СибГУТИ с 2000 года. Дистанционное обучение работников телекоммуникационных предприятий организовано через сеть Интернет. За это время количество работников отрасли, пожелавших обучаться в СибГУТИ дистанционно, возросло почти до 2000 чел.

Если посмотреть на географию обучающихся, то будет видно, что  дистанционное обучение в СибГУТИ востребовано работниками отрасли всей России.

Анализ рынка образовательных услуг в разрезе предприятий показывает, что основными потребителями услуг являются такие крупные акционерные компании, как «Сибирьтелеком» (24%) и «Уралсвязьинформ» (17%). На остальные компании: «Дальсвязь», «Северо-Западный Телеком», «Волгателеком», «Центртелеком», «Казахтелеком» и другие, находящиеся в «дальней» зоне влияния университета, приходится менее 40% от всего количества потребляемых образовательных услуг ДПО.

Рынок услуг дистанционного дополнительного профессионального образования отличается от рынка традиционных образовательных услуг. Работников отрасли подкупают очевидные преимущества использования Интернет-технологий для обучения: возможность изучать материал и выполнять задания в любое удобное время, не прерывая свой рабочий цикл, не расставаясь ни на время с семьёй, не испытывая дополнительных затрат, связанные с поездкой к месту учёбы и т.д.

Важную роль в развитии дистанционного образования играет степень удовлетворённости им потребителей услуг. Среди выпускников  дистанционной формы дополнительного профессионального образования  регулярно проводится анкетирование, позволяющее выявить степень удовлетворённости полученным дистанционно образованием. Результаты исследования показывают, что полностью удовлетворены образованием, полученным по дистанционной форме, 62% выпускников, в основном удовлетворены - 27% и только частично удовлетворены данной образовательной услугой 11% выпускников. Заметим, что полностью неудовлетворённых услугой работников компаний не было совсем. Кроме того, более 70% выпускников полностью удовлетворены полученным образованием и порекомендовали бы дистанционную форму обучения своим коллегам и знакомым.

Если прежде ведущие телекоммуникационные компании оставались на гребне успеха благодаря своим размерам, экономическому потенциалу, преимуществу своих технологий и масштабному присутствию на рынке, то сегодня эти классические преимущества почти ничего не значат. В наши дни бал правит человеческий капитал! Компании нуждаются в обучаемых людях. Наличие сотрудников, способных быстро обучаться и наилучшим образом адаптироваться, является выраженным стратегическим преимуществом организации. Создать этот бесценный ресурс  можно с помощью организации эффективного корпоративного обучения, являющегося составной частью планов развития компаний.

 

Борис Крук, Елена Струкова